|
Наверное,
с вами такое
тоже
случалось:
вас
знакомят с
важным для
вас
человеком,
тот
протягивает
руку,
называет
себя... а вы,
ответив "очень
приятно!"
вдруг
напрочь
забываете
только что
сказанные
вам имя-отчество!
Очень
неудобно.
Подметив
эту
особенность,
человечество
изобрело
визитные
карточки,
которые
принято
вручать
собеседнику
при
знакомстве.
Впервые,
если верить
историкам,
они
появились в
Китае
примерно в III
веке.
Китайским
чиновникам
специальным
указом
вменялось в
обязанность
иметь
визитные
карточки на
красной
официальной
бумаге. Эти
карточки
могли
поучить
многих
наших
современников
сдержанности
и
эстетичности
в
оформлении.
Никаких
лишних и
неуместных
сведений:
имя, фамилия,
должность. В
XVI-XVII веках
визитками
уже
пользовались
горожане
Венеции и
Флоренции.
Первая
печатная
визитная
карточка
обнаружена
в Германии и
относится к
1786 году.
В России
визитными
карточками
стали
пользоваться
в конце XVIII -
начале XIX
века.
Широкое
распространение
они
получили во
времена
царствования
Екатерины II -
императрица
очень
любила
изящные
нововведения
в области
этикета. На
карточке И.И.
Бецкого,
президента
Имперской
академии
художеств,
красовался
амур в
облаках,
держащий
ленту над
овальным,
обрамленным
веткой
лавра щитом.
На поле щита
можно было
написать
несколько
строк для
того, кому
визитка
предназначалась.
Иной раз
художник
ограничивался
простой
орнаментной
рамочкой с
местом для
письма -
именно
такой
способ
оформления
использован
на визитной
карточке Д.И.
Фонвизина.
Визитные
карточки А.В.
Суворова
были
украшены
сценами из
охотничьей
жизни. Часто
в качестве
визитных
карточек
использовались
изящные
маленькие
гравюры,
прямо на
которых
писали
фамилию. В
середине XIX
века, в
период
становления
буржуазии,
оформление
карточек
существенно
меняется.
Визитка
приобретает
более
лаконичный
дизайн,
исчезают
замысловатые
излишества
в
оформлении,
на первый
план
выступает
красота
шрифтов.
Орнамент
служит
только как
дополнение
к шрифтовой
композиции.
У
знаменитого
русского
художника
Ивана
Билибина
визитка
совершенной
простоты: на
кремовом
поле
изящным
курсивом
начертаны
имя,
отчество и
фамилия
владельца.
Постепенно
вырабатываются
правила
оформления
визиток. На
визитной
карточке
указываются
сначала имя
и отчество, и
только
потом
фамилия.
Другой
важнейший
канон -
удобочитаемость.
С середины XIX
века
параллельно
с
типографским
способом
изготовления
карточек
сохраняется
и
рукописное
их
оформление.
При
заполнении
специальных
заготовок
для
визитных
карточек,
или, как их
еще
называли в
те времена, "билетов",
пользовались
орешниковыми
чернилами.
При
нанесении
на бумагу
чернила
приобретали
благородный
бронзовый
цвет.
Позднее, на
рубеже XIX и ХХ
веков,
дизайн
визитки
опять
усложняется:
используются
шрифты
ручной
работы,
орнаменты,
гравюры с
эмблемами (грозди
винограда,
голубка с
письмом в
клюве, якорь
и т.п.) и даже с
портретами
владельцев.
Дизайном
визитных
карточек
увлекались
великие
художники
Бакст и
Бенуа.
Появляются
специальные
конвертики
для визиток,
пользующиеся
большой
популярностью.
В них
визитки
рассылались
по городам и
странам. Для
этого на
конверт
достаточно
было
наклеить
почтовую
марку и
написать
адрес.
Общество
святой
Евгении в
Санкт-Петербурге
в конце XIX
века стало
специализироваться
на издании
большими
тиражами
заготовок
для
визитных
карточек и
миниатюрных
конвертов к
ним.
Указание на
визитках
адреса
владельца
становится
обязательным
элементом
ее
оформления,
однако на
дамских
визитных
карточках
его
печатать не
принято.
Дамские
визитки в
целом
выглядели
изящнее и
миниатюрнее.
Мужские же,
наоборот,
часто имели
большие
размеры и
порой
достигали
формата
стандартного
почтового
конверта.
Одновременно
с визитными
карточками
создавались
всяческие
аксессуары
к ним. В
прихожей
всякого
почтенного
дома
обязательно
стоял
серебряный
поднос для
визитных
карточек, а
кое-где -
устрашающего
вида чучело
медведя,
держащего
такой
поднос на
вытянутых
лапах.
Приезжая с
визитом,
принято
было
оставлять
свою
визитку на
этом
подносе.
Если гость
не заставал
хозяина
дома,
верхний
левый
уголок
визитки
принято
было
загибать.
Для
собственных
визитниц
заводили
коробочки:
кожаные,
серебряные,
золотые,
фарфоровые,
расписные,
резные и
инкрустированные.
Для
хранения
визитных
карточек
изготавливали
роскошно
переплетенные
альбомы с
прорезями
для
карточек.
Шикарно
оформленные
визитные
карточки
стали
применять и
при
организации
свадебных,
траурных,
рождественских
и
пасхальных
церемоний.
На Пасху или
на
Рождество
обычно
составляли
подробные
списки
знакомых,
которых
предполагалось
поздравить.
Их, как
правило, у
каждого
именитого
россиянина
набиралось
более
полусотни, а
порой и
больше. В
праздничные
дни были
обязательны
визиты к
знакомым и
родным.
Представьте
себе,
сколько сил
требовалось
для этого в
фамусовской
Москве, где
даже
четвероюродной
тетки
деверь
считался
близким
родственником!
Поэтому еще
в начале XIX
века
появляется
мода на "визитный
билет
вместо
визита":
накануне
праздника
слуги
бегали по
всему
городу,
разнося
визитные
карточки
хозяина. Это
новшество
пришло в
Россию из
Франции, но
при этом
обогатилось
чисто
русской
смекалкой:
появились
секретные
биржи по
обмену
визитками,
куда
сообразительная
прислуга
съезжалась
в
назначенное
место и
менялась
карточками
тайно от
хозяев.
Уже в
конце XIX века
появляются
рекламные
визитки с
указанием
названия
фирмы,
фамилии
владельца,
адреса,
телефона и
зачастую
коммерческого
предложения
товара или
услуги.
Другая
сторона
карточки
использовалась
в качестве
счета: ее
заполняли
после
продажи
товара -
наклеивали
гербовую
марку
уплаты
налога,
ставили
печать
фирмы и
передавали
покупателю.
После 1917 г.
выпуск
визитных
карточек в
России
резко сошел
на нет и
возродился
сравнительно
недавно.
|
|